План
социально-педагогической работы
классного руководителя ____ класса
МКОУ СОШ № 13 с.Апанасенковское
___________________________________________________
(Ф.И.О. кл.рук)
по профилактике социального сиротства, безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
на 20___-20___ учебный год
№ п\п |
Направления деятельности |
сроки |
1. |
Пополнение банка данных детей, склонных к правонарушениям (школьный учет), и неблагополучных семей. |
по мере необходимости
сентябрь |
2. |
Взаимодействие с социальным педагогом, педагогом психологом школы по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обмен информацией. |
систематически
|
3. |
Совершенствование форм и методов воспитательно-профилактической работы по выявлению и устранению причин, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям учащимися. |
в течение года
|
4. |
Создание банка данных учащихся, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в ОУ. |
по итогам четверти
|
5. |
Выявление родителей и законных представителей детей, не выполняющих обязанности по их воспитанию.
|
систематически
|
6. |
Участие в проведении оперативно-профилактической операции «Подросток». |
ежегодно
по плану |
7. |
Работа по выявлению фактов жестокого отношения к детям в семье, школе, на улице.
Проведение мероприятий в рамках «Дети без жестокости и насилия» |
по плану
февраль
___________________ |
8. |
Организация досуга (кружковая работа) детей и подростков, состоящих на внутриклассном и внутришкольном учете, детей с девиантным поведением, детей из кодовых семей в свободное от учебы время и во время каникул. |
систематически |
9. |
Ведение документации ( характеристики, профил. карты учащихся «группы риска», нах. под наблюд. соц-псих. службы школы, соц паспорта уч-ся, листы бесед, журнал профилактической работы с родителями и учащимися, дневники уч-ся, лист учета проступков и др.) отражающей профилактическую работу |
систематически |
10. |
Организация оздоровления несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. |
в летний,
осенний
весенний
периоды |
11. |
Проведение конкурсов, викторин по правовой тематике
(указать название и даты мероприятий)
_________________________________________________
________________________________________________
|
по плану
школы
___________ |
12. |
Организация и проведение «круглых столов», семинаров по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. (МО) |
по плану школы
|
13. |
Проведение акции «Молодежь за здоровый образ жизни».
(кл.час по теме)
____________________________________________
|
ежегодно по плану
дата
________ |
14. |
Работа по трудоустройству подростков-правонарушителей, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(убеждающие, организационные беседы с детьми). |
в каникулярное время
|
15. |
Проведение мероприятий «Матери против курения, алкоголя, наркотиков
(организовать встречу с мамами ко Дню Матери)
_______________________________________________
|
Ноябрь
_________ |
16. |
Заслушивание отчетов о результатах профилактической работы классных руководителей на совещаниях, Совете профилактики, ПМПК , педсоветах МОУ СОШ №13 |
систематически |
17. |
Активизация работы по выявлению детей, находящихся в социально-опасной обстановке, родителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, жестоко обращающихся с детьми.
(незамедлительно оповещать администрацию о фактах неблагополучия в семье) |
систематически |
18. |
Анонимное анкетирование учащихся школы по проблемам воспитательно-профилактической работы.
(указать проблему, дату анкетирования, сдать анализ анкет)
1.
2._____________________________________________
|
1 раз в полугодие
________________ |
19. |
Рассматривать вопросы профилактики соц.сиротства, безнадзорности и правонарушений на родительских
собраниях
|
_____________
|
19.1 |
Организация работы родительского комитета класса по профилактике правонарушений (2-3 протокола по проблеме). |
постоянно |
20. |
Организация совместного патрулирования педагогами, родительской общественностью, работниками правоохранительных органов мест скопления молодежи в вечернее время. |
согласно графика
рейдов
|
21. |
Посещение неблагополучных семей совместно с социальным педагогом, психологом школы. |
постоянно
|
22. |
Участие в работе МО кл. руководителей, совещаний при директоре, Совете профилактики, ПМПК по вопросам профилактики безнадзорности. |
согласно плану
|
23. |
Выступления на страницах районной газеты «Приманычские степи», сайте школы с информацией по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
______________________________________________
|
систематически
|
24. |
Проведение мероприятий, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, межнациональной розни среди учащихся.
(указ. тему и дату мероприятия)
|
систематически
|
25. |
Участие в проведении мониторинга общественного мнения среди подростков в целях предупреждения национальной розни, экстремистских проявлений и выявления подростков, являющихся зачинщиками конфликтов. |
1 раз в полугодие
декабрь,
апрель
|
Классный руководитель_________________(____________________________)
Социальный педагог ________________ (_____________________________)
Памятка
(Секреты успеха классного руководителя в работе с «трудным» подростком)
Уважаемые классные руководители!
1.Создавайте благоприятные условия для развития личности "трудного"подростка.
2.Работа по формированию у детей культуры общения не даст положительных результатов, если она осуществляется без соблюдения норм нравственности во взаимоотношениях. Проблема нравственности должна пронизывать все сферы деятельности. Формирование и развитие личности ребенка на фундаменте общечеловеческих ценностей - вот основа творчества учителя.
3.Проводите работу по изучению личности «трудного» подростка. Для этого во время бесед с родителями Вам необходимо понять, каковы особенности среды, в которой воспитывается ребёнок, каков доминирующий стиль взаимоотношений родителей с ним, каково его положение в семье, каковы наследственные черты характера.
4.Изучая личность подростка, наблюдая за ним в различных жизненных ситуациях, стремитесь понять ученика, выявить его проблемы и помочь разрешить их, так как неблагоприятное положение ребёнка может привести к появлению психических комплексов, способствовать возникновению психологических срывов, что ставит под угрозу его здоровье, а значит, и его развитие.
5.Изучив особенности общения ребенка, очень тактично помогите ему в разрешении коммуникативных проблем, создайте условия для коррекции отношений ученика с одноклассниками, взрослыми, самоутверждения в коллективе. Если вы хотите достичь успеха, то не надо морализировать; попробуйте объяснить последствия поступка, покажите, как он отразится на близких для ребенка людях и на нем самом. Доверительные беседы помогают ученику приобрести уверенность в своих силах, показывают, что он имеет шанс для исправления отрицательных черт.
6. Постоянно отслеживайте пробелы в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Изучите индивидуальные учебные возможности подростка, особенности его учебной мотивации. Организуйте совместную работу с учителями-предметниками по оказанию помощи учащемуся.
Снимите синдром неудачника.
7.Окажите помощь подростку в организации интересного и разумного досуга.
Изучите его потребности, интересы путём индивидуальных бесед, наблюдений на переменах, в классных делах, вне школы; путем тестирования, от товарищей по классу, друзей, из бесед с родителями.
Выявив индивидуальные интересы подростка, его возможности, окажите помощь в выборе кружков, секций, клубов.
8.Не изолируйте подростка от школьной жизни, давайте ему общественные поручения. Досуг - важнейшая сфера развития личности учащегося.
9. Оказывайте педагогическую помощь родителям "трудного» школьника. Учите их понимать ребёнка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.
10.Участвуйте в формировании положительной Я-концепции. Способствуйте созданию обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Замечайте положительные результаты деятельности ученика, поощряйте его достижений. Уходите от авторитарной педагогики, стремитесь к педагогике сотрудничества и заботы.
Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав в нем нравственное, - значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Памятка
Возрастная педагогика в работе с "трудными"
"Трудный" младший школьный возраст
В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.
Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".
"Трудный": средний школьный возраст
В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недос точным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.
Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.
Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростковым "трудным" детством.
"Трудный": старший школьный возраст
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.