Утверждаю:
Директор МКОУ СОШ №13 с.Апанасенковское
______________Т.А.Жуковская
«___»____________2016г.
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, ст.12; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1598 “Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ от 06.10.2009 года № 373), федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом МОиН РФ от 17.12.2010 года № 1897); приказом Министерства образования и науки РФ "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования" от 29.12.2014 №1643.
1.2.Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения адаптированной основной образовательной программы, реализуемой в МКОУ СОШ №13.
1.3. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (Далее – АООП НОО) - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
1.4. АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО и обеспечивает решение задач, указанных в пункте 1.8 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 19.12.14 №1598 (далее – Стандарт).
1.5. АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации (ИПРА) инвалида в части создания специальных условия получения образования.
1.6. АООП НОО разрабатывается и реализуется общеобразовательной организацией самостоятельно на основе и в соответствии с методическими рекомендациями МОиН РФ и Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края.
1.7. АООП НОО разрабатывается рабочей группой по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС ОВЗ) с учётом особенностей образовательной организации, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности.
2. Структура АООП НОО
2.1. На основе Стандарта организация разрабатывает в соответствии со спецификой образовательной деятельности вариант АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1.)
2.2. Реализация АООП НОО вариант 6.1. организуется в рамках обучения на дому по медицинским показаниям.
2.3. Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО возможно использование сетевой формы.
2.4. АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
2.5. АООП НОО реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
2.6. АООП НОО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемы результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО, описанных в приложениях к Стандарту):
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, курсов внеурочной деятельности;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО;
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы;
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО.
Организационный раздел включает:
учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающие области, направления внеурочной деятельности;
систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.
Учебный план НОО обучающихся с ОВЗ (далее – Учебный план) является основным организационным механизмом реализации АООП НОО.
2.8. Требования к разделам АООП НОО:
2.8.1. Пояснительная записка должна раскрывать:
1) цели реализации АООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО вариант 6.1.
2) принципы и подходы к формированию АООП НОО;
3) общую характеристику АООП НОО;
4) психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ (вариант 6.1.)
5) описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ (вариант 6.1.)
2.8.2 Планируемы результаты освоения АООП НОО должны:
1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения АООП НОО;
2) являться основой для разработки АООП НОО;
3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.
Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП НОО должны отражать требования Стандарта (вариант 6.1.).
2.8.3. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по классам.
Составление Учебного плана регламентируется Стандартом и другими нормативными актами Минобрнауки РФ и Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края.
АООП НОО включает несколько учебных планов.
Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП НОО.
Количество учебных занятий по предметным областям за 4 учебных года не может более 3039 часов, за 5 учебных лет – более 3821 часа, за 6 учебных лет – более 4603 часов.
Обязательным элементом структуры Учебного плана является «Коррекционно-развивающая область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов, указанных в приложениях к Стандарту.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть Учебного плана формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных предметов;
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию в психическом и(или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю), указанные в приложении к Стандарту.
2.8.4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ при изучении НОО должна содержать:
описание ценностных ориентиров содержания образования при получении НОО;
связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
2.8.5. Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе:
требований к результатам освоения АООП НОО;
программы формирования универсальных учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при получении НОО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;
2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса;
3) описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса
6) содержание учебного предмета, коррекционного курса;
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
2.8.6. Программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся с ОВЗ в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, семьи и других институтов общества.
В основу программы духовно-нравственного развития должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Программа духовно-нравственного развития должна обеспечивать:
создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.
Программа духовно-нравственного развития должна включать:
цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания, формы организации работы.
2.8.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с ОВЗ с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся;
формирование потребности у обучающихся с ОВЗ обращения к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.
2.8.8. Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Программа коррекционной работы должна содержать:
перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся;
корректировку коррекционных мероприятий.
2.8.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы предоставления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.
Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах.
2.8.10. Программа внеурочной деятельности АООП НОО вариант 6.1. включает следующие направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и другое.
Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности.
2.8.11. Система условий реализации АООП НОО в соответствиями с требованиями Стандарта (далее – система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП НОО.
Система условий должна учитывать особенности организации, а также ее взаимодействие с партнерами.
Система условий должна содержать:
описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально-технических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение);
контроль за состоянием системы условий.
2.9. АООП НОО должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения АООП НОО в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.
Реализация АООП НОО осуществляется организацией. При отсутствии возможности реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных заданий), формируемых учредителем, использует возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта.
2.10. АООП НОО должна учитывать тип образовательной организации, а также образовательные потребности и запросы обучающихся с ОВЗ.
2.11. Организация временного режима обучения обучающихся с ОВЗ по АООП должна соответствовать их особым образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные возможности.
Периоды учебного времени и каникул устанавливаются Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края.
Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения обучающихся с ОВЗ.
2.12. Определение варианта АООП НОО для обучающихся с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности – с учетом ИПРА и мнения родителей (законных представителей).
В процессе освоения АООП НОО сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта на другой. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП НООО, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Порядок разработки и утверждения АООП НОО
3.1.Директор образовательной организации:
организует изучение запроса различных категорий потребителей предоставляемых образовательной организацией образовательных услуг, обеспечивает проведение контрольно-оценочных процедур, социологических и статистических исследований социокультурных особенностей микрорайона;
поручает рабочей группе разработку проекта АООП НОО организации;
самостоятельно устанавливает сроки подготовки проекта АООП НОО;
обеспечивает взаимосвязь с общественностью при подготовке проекта программы.
3.2. Проект АООП НОО перед утверждением принимается на педагогическом совете (по итогам рассмотрения оформляется протокол).
3.3. По итогам согласования и принятия образовательной программы издаётся приказ об утверждении АООП НОО.
3.4. Общеобразовательная организация может в случае необходимости вносить изменения и дополнения в АООП НОО.
3.5. Настоящее положение принимается педагогическим советом образовательной организации и утверждается приказом директора.