МКОУ СОШ №13 с.Апанасенковское

 

 

 

                                                                                                                                                                  Утверждаю:

                                                                                                                                            Директор МКОУ СОШ №13 с.Апанасенковское

                                                                                                                                            ______________Т.А.Жуковская

                                                                                                    «___»____________2016г.

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1.      Общие положения

 

1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, ст.12; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1598 “Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ от 06.10.2009 года № 373), федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом МОиН РФ от 17.12.2010 года № 1897); приказом Министерства образования и науки РФ "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования" от 29.12.2014 №1643.

1.2.Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения адаптированной основной образовательной программы, реализуемой в МКОУ СОШ №13.

1.3. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (Далее – АООП НОО) - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

1.4. АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО и обеспечивает решение задач, указанных в пункте 1.8 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 19.12.14 №1598 (далее – Стандарт).

1.5.  АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации (ИПРА) инвалида в части создания специальных условия получения образования.

1.6. АООП НОО разрабатывается и реализуется общеобразовательной организацией самостоятельно на основе и в соответствии с методическими рекомендациями МОиН РФ и Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края.

1.7. АООП НОО разрабатывается рабочей группой по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС ОВЗ) с учётом особенностей образовательной организации, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности.

 

2.      Структура АООП НОО

 

2.1. На основе Стандарта организация разрабатывает в соответствии со спецификой образовательной деятельности вариант АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1.)

2.2. Реализация АООП НОО вариант 6.1. организуется в рамках обучения на дому по медицинским показаниям.

2.3.  Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО возможно использование сетевой формы.

2.4. АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

            2.5. АООП НОО реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

2.6. АООП НОО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

планируемы результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.

Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных,  предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО, описанных в приложениях к Стандарту):

программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, курсов внеурочной деятельности;

программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО;

программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы;

программу внеурочной деятельности.

Организационный   раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО.

Организационный раздел включает:

учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающие области, направления внеурочной деятельности;

систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями  Стандарта.

Учебный план НОО обучающихся с ОВЗ (далее – Учебный план) является основным организационным механизмом реализации АООП НОО.

2.8. Требования к разделам АООП НОО:

2.8.1. Пояснительная записка должна раскрывать:

1) цели реализации АООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО вариант 6.1.

2)  принципы и подходы к формированию АООП НОО;

3) общую характеристику АООП НОО;

4) психолого-педагогическую характеристику  обучающихся с ОВЗ (вариант 6.1.)

5) описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ (вариант 6.1.)

2.8.2 Планируемы результаты освоения АООП НОО должны:

1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения АООП НОО;

2) являться основой для разработки АООП НОО;

3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.

Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП НОО должны отражать требования Стандарта (вариант 6.1.).

2.8.3. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по классам.

Составление Учебного плана регламентируется Стандартом и другими нормативными актами Минобрнауки РФ и Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края.

АООП НОО включает несколько учебных планов.

Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП НОО.

Количество учебных занятий по предметным областям за 4 учебных года не может более 3039 часов, за 5 учебных лет – более 3821 часа, за 6 учебных лет – более 4603 часов.

Обязательным элементом структуры Учебного плана является «Коррекционно-развивающая область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов, указанных в приложениях к Стандарту.

            В целях обеспечения  индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть Учебного плана формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

            учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных предметов;

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные;

            увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

            введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию в психическом и(или) физическом развитии;

введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.

            Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю), указанные в приложении к Стандарту.

2.8.4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ при изучении НОО должна содержать:

описание ценностных ориентиров содержания образования при получении НОО;

связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

описание преемственности программы формирования универсальных  учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

2.8.5. Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе:

требований к результатам освоения АООП НОО;

программы формирования универсальных учебных действий.

Программы отдельных учебных предметов должны содержать:

1)      пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при получении НОО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;

2)      общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса;

3)      описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане;

4)      описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5)      личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса

6)      содержание учебного предмета, коррекционного курса;

7)      тематическое  планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8)      описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

2.8.6. Программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся с ОВЗ в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, семьи и других институтов общества.

            В основу программы духовно-нравственного развития должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

            Программа духовно-нравственного развития должна обеспечивать:

            создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

            формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.

Программа духовно-нравственного развития должна включать:

            цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания, формы организации работы.

2.8.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:

формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

формирование установок на использование здорового питания;

использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с ОВЗ с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся;

формирование потребности у обучающихся с ОВЗ  обращения к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;

становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.

2.8.8. Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

Программа коррекционной работы должна содержать:

перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся;

корректировку коррекционных мероприятий.

2.8.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы предоставления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.

            Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах.

2.8.10. Программа внеурочной деятельности АООП НОО вариант 6.1. включает следующие направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и другое.

Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности.

2.8.11. Система условий реализации АООП НОО в соответствиями с требованиями Стандарта (далее – система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП НОО.

Система условий должна учитывать особенности организации, а также ее взаимодействие с партнерами.

Система условий должна содержать:

описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально-технических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение);

контроль за состоянием системы условий.

            2.9. АООП НОО должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения АООП НОО в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.

            Реализация АООП НОО осуществляется организацией. При отсутствии возможности реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных заданий), формируемых учредителем, использует возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта.

2.10. АООП НОО должна учитывать тип образовательной организации, а также образовательные потребности и запросы обучающихся с ОВЗ.

2.11. Организация временного режима обучения обучающихся с ОВЗ по АООП должна соответствовать их особым образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные возможности.

            Периоды учебного времени и каникул устанавливаются Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края.

Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения обучающихся с ОВЗ.

                2.12. Определение варианта АООП НОО для обучающихся с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности – с учетом ИПРА и мнения родителей (законных представителей).

            В процессе освоения АООП НОО сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта на другой. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП НООО, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.      Порядок разработки и утверждения АООП НОО

3.1.Директор образовательной организации:

организует изучение запроса различных категорий потребителей предоставляемых образовательной организацией образовательных услуг, обеспечивает проведение контрольно-оценочных процедур, социологических и статистических исследований социокультурных особенностей микрорайона;

поручает рабочей группе разработку проекта АООП НОО организации;

самостоятельно устанавливает сроки подготовки проекта АООП НОО;

обеспечивает взаимосвязь с общественностью при подготовке проекта программы.

3.2. Проект АООП НОО перед утверждением принимается на педагогическом совете (по итогам рассмотрения оформляется   протокол).

3.3.  По итогам согласования и принятия образовательной   программы   издаётся приказ об утверждении АООП НОО.

3.4. Общеобразовательная организация может в случае необходимости вносить изменения и дополнения в АООП НОО.

3.5. Настоящее положение принимается педагогическим советом образовательной организации и утверждается приказом директора.

 

Дата последнего обновления страницы 24.05.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения