МКОУ СОШ №13 с.Апанасенковское

 

 

    

 Утверждаю:

  Директор МКОУ СОШ №13

______________Т.А.Жуковская

«___»____________2016г.

ПОЛОЖЕНИЕ

 ОБ АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

1. Общие положения

 

-  Настоящее  Положение разработано  в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  

-  Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; 

1.1              Адаптированная рабочая программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

1.2              Адаптированная рабочая программа разрабатывается с учётом федеральных государственных образовательных стандартов по уровням образования и федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы, адаптированной основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

1.3               Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:

-анализ и подбор содержания;

-изменение структуры и временных рамок;

-использование разных форм, методов и приёмов организации учебной деятельности.

1.4              Цель адаптированной   рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебному курсу для детей с ОВЗ.

 

1.5              Задачи программы:

Определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса   обучающихся с ОВЗ

1.6           Функции адаптированной рабочей программы:

-                   нормативная (является документом, обязательным для выполнения в полном объеме);

-                   целеполагания (определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область);

-                   определения содержания образования (фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности);

-                   процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения);

-                   оценочная (выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня  обученности учащихся).

 

2         Технология разработки адаптированной рабочей программы

 

2.1              Адаптированная рабочая программа (АРП) составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету, коррекционно-развивающему курсу, курсу дополнительного образования на учебный год или уровень обучения.

2.2              Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области).

 

3.      Структура адаптированной рабочей программы

 

Структура АРП  является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

u    Титульный лист (название программы);

u    Информационный лист

u    Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; коррекционно-развивающие задачи предмета; краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ с перечнем сформированных умений и навыков, и тех, которые не сформированы на соответствующем уровне;

u    Общую характеристику учебного предмета, курса;

u    Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

u    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

u    Содержание учебного предмета, курса; подробное обоснование о внесенных изменениях в используемую программу с учётом психофизических особенностей детей с ОВЗ.

u    Календарно-тематическое планирование (по усмотрению учителя), примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, содержания учебного материала, предметных и метапредметных результатов.

u    Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; дидактического материала коррекционно-развивающего характера.

u    Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса; ожидаемую динамику обучающихся детей с ОВЗ.

u    Приложения (контрольно-измерительные материалы, критерии оценивания)

 

4.      Оформление адаптированной рабочей программы

4.1.            Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы приложения (Приложение №1).

Титульный лист содержит:

u    Полное наименование об­разовательной организации

u    Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания педагогического совета)

u    Гриф утверждения программы руководителем образовательной организации (с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ)

u    Название учебного курса, для изучения кото­рого написана программа

u    Указание параллели /класса, в которых изучается учебный курс

u    Фамилия, имя, отчество, должность, квалификационная категория педагога (или нескольких педагогов), разработавшего и реализующего учебный курс, предмет

u    Название города, в котором подготовлена про­грамма, год разработки

4.2.            Информационный лист включает: название учебников и программы, количество часов в неделю и год, количество практических и контрольных работ.

4.3.            Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика лиц с ОВЗ, с описанием особенностей познавательной сферы. На основе данных психолого-педагогической диагностики формируется цель и задача обучения по предмету или предметам на текущий период. В пояснительной записке следует указать примерные рабочие программы, на основе которых подготовлена адаптированная рабочая программа, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определённых разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

4.4.            Содержание программы распределяется по трём блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Проектирование каждого из трёх блоков должно идти с учётом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися АООП:

Образовательный компонент АРП раскрывает содержание образования по годам обучения, ожидаемые результаты предметных достижений, формы оценивания предметных достижений, обучающихся с ОВЗ;

Коррекционный компонент излагает направления коррекционной работы с обучающимися, её приёмы, методы и формы;

Воспитательный компонент содержит описание приёмов, методов и форм воспитательной работы.

4.5.            Структура курса включает название тем (глав) и количество отводимых на них часов.

4.6.            Календарно-тематический план составляется в виде таблицы и включает следующие обязательные столбцы: номер урока, тема урока, количество часов, дата, вид контроля, коррекция. Учитель вправе добавить (применение ИКТ, виды и формы работ, основные понятия темы…)

4.7.            Контроль уровня обученности включает в себя перечень контрольных и практических работ.

4.8.            В требованиях к уровню подготовки обучающихся следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».  Предметный результат: «Ученик научится» (обязательный минимум содер­жания). «Ученик получит возможность» (макси­мальный объем содержания учебного курса)

4.9.            Система контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ.

 

Компонентный состав структуры адаптированной рабочей программы (АРП)

Структурные единицы АРП

Их характеристика

1.

Титульный лист АОП

 

 

Наименование образовательного учреждения

Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методи­ческого объединения)

Гриф утверждения программы директором об­разовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа)

Название адаптированной рабочей программы без указания категории лиц с ОВЗ.

ФИО педагога (ов), разработавшего (их) и реализующего (их) программу (возможно указание стажа работы, категории)

Параллель/класс, в которых изучается Программа.

Год составления программы

2.

Информационный лист

Название учебников и программы, количество часов в неделю и год, количество практических и контрольных работ.

 

3.

 

Пояснительная записка АРП

 

 

Название, автор и год издания программы (при­мерной, авторской), на основе которой составлена адаптированная рабочая программа.

Цель и задачи АРП.

Особенности класса, в котором будет реализован данная АРП. Если педагогу известно об индивидуальных особенностях конкретного учаще­го/учащихся, то это также указывается.

Характерные для АРП формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ

Специфические для АРП формы контроля освоения обучающимися с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового)

4.

Содержание АРП

Содержание раскрывается по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный.

Содержание каждого блока ориентировано на ФГОС, проектируется с учетом развития предметных, метапредметных и личностных умений, обучающихся с ОВЗ.

5.

Структура курса

включает название тем (глав) и количество отводимых на них часов.

6.

Календарно-тематический план

составляется в виде таблицы и включает следующие обязательные столбцы: номер урока, тема урока, количество часов, дата, вид контроля, коррекция.

7.

Контроль уровня обученности

включает в себя перечень контрольных и практических работ.

8.

Требования к уровню обученности

требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».  Предметный результат: «Ученик научится» (обязательный минимум содер­жания) «Ученик получит возможность» (макси­мальный объем содержания учебного курса)

Личностный результат.

9.

Система контрольно-измерительных материалов АРП

Тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации.

Критерии оценки

5.      Утверждение адаптированной рабочей программы

Адаптированная рабочая программа рассматриваются на методическом объединении учителей – предметников.

5.1.            Адаптированная рабочая программа принимается ежегодно на первом педагогическом совете учебного года и утверждается приказом директора школы.

5.2.            Согласование Программы производится  заместителем директора по УВР.

5.3.            При несоответствии адаптированной рабочей программы установленным требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

5.4.            Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в АРП в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР и утверждены директором школы.

6.      Заключительные положения

6.1.            Адаптированные рабочие программы находятся в кабинете учителя-предметника.

6.2.             Адаптированная рабочая программа по завершению курса сдаётся заместителю директора по УВР.

Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).

Дата последнего обновления страницы 24.05.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения