Утверждаю:
Директор МКОУ СОШ №13
______________Т.А.Жуковская
«___»____________2016г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
1. Общие положения
- Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
1.1 Адаптированная рабочая программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
1.2 Адаптированная рабочая программа разрабатывается с учётом федеральных государственных образовательных стандартов по уровням образования и федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы, адаптированной основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
1.3 Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:
-анализ и подбор содержания;
-изменение структуры и временных рамок;
-использование разных форм, методов и приёмов организации учебной деятельности.
1.4 Цель адаптированной рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебному курсу для детей с ОВЗ.
1.5 Задачи программы:
Определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ
1.6 Функции адаптированной рабочей программы:
- нормативная (является документом, обязательным для выполнения в полном объеме);
- целеполагания (определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область);
- определения содержания образования (фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности);
- процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения);
- оценочная (выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся).
2 Технология разработки адаптированной рабочей программы
2.1 Адаптированная рабочая программа (АРП) составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету, коррекционно-развивающему курсу, курсу дополнительного образования на учебный год или уровень обучения.
2.2 Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области).
3. Структура адаптированной рабочей программы
Структура АРП является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
u Титульный лист (название программы);
u Информационный лист
u Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; коррекционно-развивающие задачи предмета; краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ с перечнем сформированных умений и навыков, и тех, которые не сформированы на соответствующем уровне;
u Общую характеристику учебного предмета, курса;
u Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
u Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
u Содержание учебного предмета, курса; подробное обоснование о внесенных изменениях в используемую программу с учётом психофизических особенностей детей с ОВЗ.
u Календарно-тематическое планирование (по усмотрению учителя), примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, содержания учебного материала, предметных и метапредметных результатов.
u Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; дидактического материала коррекционно-развивающего характера.
u Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса; ожидаемую динамику обучающихся детей с ОВЗ.
u Приложения (контрольно-измерительные материалы, критерии оценивания)
4. Оформление адаптированной рабочей программы
4.1. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы приложения (Приложение №1).
Титульный лист содержит:
u Полное наименование образовательной организации
u Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания педагогического совета)
u Гриф утверждения программы руководителем образовательной организации (с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ)
u Название учебного курса, для изучения которого написана программа
u Указание параллели /класса, в которых изучается учебный курс
u Фамилия, имя, отчество, должность, квалификационная категория педагога (или нескольких педагогов), разработавшего и реализующего учебный курс, предмет
u Название города, в котором подготовлена программа, год разработки
4.2. Информационный лист включает: название учебников и программы, количество часов в неделю и год, количество практических и контрольных работ.
4.3. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика лиц с ОВЗ, с описанием особенностей познавательной сферы. На основе данных психолого-педагогической диагностики формируется цель и задача обучения по предмету или предметам на текущий период. В пояснительной записке следует указать примерные рабочие программы, на основе которых подготовлена адаптированная рабочая программа, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определённых разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
4.4. Содержание программы распределяется по трём блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Проектирование каждого из трёх блоков должно идти с учётом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися АООП:
Образовательный компонент АРП раскрывает содержание образования по годам обучения, ожидаемые результаты предметных достижений, формы оценивания предметных достижений, обучающихся с ОВЗ;
Коррекционный компонент излагает направления коррекционной работы с обучающимися, её приёмы, методы и формы;
Воспитательный компонент содержит описание приёмов, методов и форм воспитательной работы.
4.5. Структура курса включает название тем (глав) и количество отводимых на них часов.
4.6. Календарно-тематический план составляется в виде таблицы и включает следующие обязательные столбцы: номер урока, тема урока, количество часов, дата, вид контроля, коррекция. Учитель вправе добавить (применение ИКТ, виды и формы работ, основные понятия темы…)
4.7. Контроль уровня обученности включает в себя перечень контрольных и практических работ.
4.8. В требованиях к уровню подготовки обучающихся следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Предметный результат: «Ученик научится» (обязательный минимум содержания). «Ученик получит возможность» (максимальный объем содержания учебного курса)
4.9. Система контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ.
Компонентный состав структуры адаптированной рабочей программы (АРП)
№ |
Структурные единицы АРП |
Их характеристика |
1. |
Титульный лист АОП
|
Наименование образовательного учреждения |
Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения) |
Гриф утверждения программы директором образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа) |
Название адаптированной рабочей программы без указания категории лиц с ОВЗ. |
ФИО педагога (ов), разработавшего (их) и реализующего (их) программу (возможно указание стажа работы, категории) |
Параллель/класс, в которых изучается Программа. |
Год составления программы |
2. |
Информационный лист |
Название учебников и программы, количество часов в неделю и год, количество практических и контрольных работ.
|
3.
|
Пояснительная записка АРП
|
Название, автор и год издания программы (примерной, авторской), на основе которой составлена адаптированная рабочая программа. |
Цель и задачи АРП. |
Особенности класса, в котором будет реализован данная АРП. Если педагогу известно об индивидуальных особенностях конкретного учащего/учащихся, то это также указывается. |
Характерные для АРП формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ |
Специфические для АРП формы контроля освоения обучающимися с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового) |
4. |
Содержание АРП |
Содержание раскрывается по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный.
Содержание каждого блока ориентировано на ФГОС, проектируется с учетом развития предметных, метапредметных и личностных умений, обучающихся с ОВЗ. |
5. |
Структура курса |
включает название тем (глав) и количество отводимых на них часов. |
6. |
Календарно-тематический план |
составляется в виде таблицы и включает следующие обязательные столбцы: номер урока, тема урока, количество часов, дата, вид контроля, коррекция. |
7. |
Контроль уровня обученности |
включает в себя перечень контрольных и практических работ. |
8. |
Требования к уровню обученности |
требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Предметный результат: «Ученик научится» (обязательный минимум содержания) «Ученик получит возможность» (максимальный объем содержания учебного курса) |
Личностный результат. |
9. |
Система контрольно-измерительных материалов АРП |
Тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации. |
Критерии оценки |
5. Утверждение адаптированной рабочей программы
Адаптированная рабочая программа рассматриваются на методическом объединении учителей – предметников.
5.1. Адаптированная рабочая программа принимается ежегодно на первом педагогическом совете учебного года и утверждается приказом директора школы.
5.2. Согласование Программы производится заместителем директора по УВР.
5.3. При несоответствии адаптированной рабочей программы установленным требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.
5.4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в АРП в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР и утверждены директором школы.
6. Заключительные положения
6.1. Адаптированные рабочие программы находятся в кабинете учителя-предметника.
6.2. Адаптированная рабочая программа по завершению курса сдаётся заместителю директора по УВР.
Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).